Вернуться к просмотру сайта
Подписаться на RSS

Как помочь ребенку учиться без стресса – школьные стрессы




Замечать достижения, подчеркивать сильные стороны, а не ошибки и не упрекать. Нам под силу смягчить школьный стресс своего ребенка, уверены наши эксперты. Оставаясь требовательными по делу.


Не торопиться


«Ребенок постоянно развивается, - напоминает детский психолог Татьяна Бедник. - Этот процесс может происходить очень активно, зато в другие моменты он словно замирает, набираясь сил для следующего рывка. Поэтому взрослым стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок сейчас. Не торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить, стать другим. Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда проявляются слабости».


Извлекать пользу из ошибок


Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере иногда. «Приучайте ребенка анализировать причины неудачи - так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, советует возрастной психолог Андрей Подольский. Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала». Но никогда не делайте задание вместо него, делайте вместе с ребенком. «Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, уточняет психолог Та­мара Гордеева, - проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения». «Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, - добавляет Татьяна Бедник. - Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм - столько невидимых, но фундаментальных способов обучения!» Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга - все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать школьный стресс на расстоянии.


Планировать вместе


«В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место - именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, - говорит школьный психолог Наталья Евсикова. - Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее - он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном». Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним.


Создавать мотивацию


Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится. «Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает, - советует Тамара Гордеева. - Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл». Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы.


He требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь. «Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты, - уточняет Андрей Подольский. - Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию... Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее».


Воспитывать не подавляя


Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки - так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору: «Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, - и так до тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную - так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития».


НАТАЛЬЯ ЗАГОРСКАЯ


www.psychologies.ru

Кол-во просмотров: 0